Wse.by
Сайт продается. Для связи пишите на почту: www.wse.by@gmail.com

«Копейка» рубль бережет

Российская автомобильная отрасль насчитывает почти 90-летнюю историю.

Первыми, кто впервые увидел автомобили отечественного производства, стали москвичи – 7 ноября 1924 года, в день годовщины Октябрьской революции по Красной площади парадом прошла колонна из красных грузовиков АМО-Ф15, собранных рабочими завода им. Ивана Алексеевича Лихачева. Марка ЗИЛ станет известна на всей территории Советского Союза, а сам Лихачев, простой рабочий Путиловского завода, через 40 лет возглавит министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.
 

Во второй половине 20-х гг. в Ярославле было начато производство и 3-тонных грузовиков, получивших индекс Я-3, а затем и моделей Я-4 и Я-5 грузоподъемностью соответственно 4 и 5 тонн. Уникальные по своей конструкции автомобили НАМИ-1 на уликах Москвы появились уже к концу 30-х гг. – их выпускал столичный завод «Спартак».


Нельзя утверждать, что российский автопром развивался быстрыми темпами – за 7 лет было изготовлено чуть более чем 10 тысяч грузовиков и менее полутысячи легковых автомобилей.  Интенсивными темпами автомобилестроение РСФСР начало развиваться уже в начале 30-х с момента открытия Горьковского автозавода и завершения реконструкции АМО.


Многие автолюбители наверняка помнят по кадрам кинохроник «рабочую лошадку» предвоенных лет – грузовик ЗИС-5, ставший основой для создания и трехосного тягача, и автомобиля на полугусеничном ходу, и даже газобаллонных автобуса и грузовика. С конвейера Горьковского автозавода в то время сходили двухосные «полуторки» и усовершенствованные ГАЗ-ММ, на базе которых впоследствии выпускались вездеходы и самосвалы. ГАЗ-А считается первым российским легковым автомобилем, на замену которому постепенно пришла знаменитая «эмка». Перед самым началом Второй мировой на заводе приступили к выпуску ее модификации, оборудованной шестицилиндровым двигателям, а всего их было спроектировано более десятка моделей. Ярославль специализировался на производстве трех- и четырехосных тягачей, а также автобусов и самосвалов, которые были очень востребованы молодой социалистической промышленностью.


Со временем уровень дохода советских граждан растет и перед конструкторскими бюро встает вопрос о создании недорогого, но надежного автомобиля для массового пользователя. Серийное производство экономичных малолитражек было решено начать на расширенном после реконструкции заводе им. КИМ. Уже в 1940 г. в традиционном майском параде трудящихся принимали участие автомобили КИМ-10, а всего к началу войны их было выпущено почти полтысячи машин.

Форсированная компартией индустриализация заставляла возводить десятки фабрик и заводов, которые теперь могли снабжать автопром необходимыми узлами и комплектующими – от покрышек до систем питания и двигателей.


Но с началом войны размеренная жизнь прервалась – многие фабрики бомбежки сравняли с землей, рабочие как один отправлялись на фронт, а инженеры и разработчики – в тыл. Производственные линии демонтировались и перевозились на восток, подальше от фронта. Так на базе Ульяновского и Миасского заводов создавались новые модели грузовиков. Трехтонные ЗИС-5В в суровых условиях зимы выдерживали изнурительную многочасовую эксплуатацию и зарекомендовали себя как надежные и простые в обслуживании автомобили. Поставка комплектующих осуществляли силами фабрик Челябинска и Тюмени, так что ЗИС стал по-настоящему союзным автомобилем.


С 1942 года к выпуску ЗИС-5В приступил и Московский автомобильный завод, позже освоив производство и полугусеничной модификации ЗИС-42. Вездеход ГАЗ-67Б отправляли на фронт буквально сразу после окончания предварительных испытаний, а Ярославский автозавод был переориентирован на сборку тяжелых тягачей.

С окончанием войны отечественный автопрому требовалось поскорее перестроиться на мирныеt проекты – разрушенные города нужно было восстанавливать, транспорт был необходим многим, но послевоенной экономике его катастрофически не хватало. В кратчайшие сроки создавались новые модели легковых и грузовых автомобилей и автобусов. Последующее развитие промышленности и интенсивное укрепление сельскохозяйственного сектора вызвал высокий спрос на транспортные средства, необходимых теперь для перевозки зерна, комбикормов и скота. Постепенно страна забывала кошмары Второй мировой.

 

 

Задачи пятилеток, высокий технический уровень подготовки инженеров и стойкая нацеленность на результат позволила автомобильной промышленности Советского союза не только восстановить потерянное за годы войны, но и добиться значительного прогресса. На дорогах появлялись совершенно новые автомобили с уникальными конструкционными качествами. Став удобнее, легче, быстрее, они прибавили также и в надежности, грузовики «выросли» по тоннажу и габаритам.

Важным событием в истории российского автопрома стало строительство самого большого в СССР Камского автомобильного завода. Построенный в г. Набережные Челны, он был рассчитан на выпуск более 100 тыс. грузовых автомобилей ежегодно. Основной специализацией производства стали грузовики повышенной грузоподъемности и проходимости. Первые образцы создавались на ЗИЛе – первые модели отличаются размерами колесной базы, мощностью и коробками передач. В канун 25-го съезда партии с конвейера сходит первый автомобиль со значком КамАЗ.


Несмотря на явный индустриальный характер экономики СССР, большое внимание в автомобилестроении уделялось и микрогрузовикам – небольшим маневренным машинам малого и среднего тоннажа. Ереванский автомобильный завод специализировался на сборке автофургонов подъемом до 1 тонны – грузовичок предназначался для обслуживания мелкорозничной сети универмагов.

 

 

Легковой транспорт долгое время целиком и полностью зависел от возможностей Горьковского автомобильного завода, но модели, к которым уже привыкли, срочно требовали обновления. После войны малолитражки выпускаk Московский завод, но с момента выхода первого «москвича» 1947 модельного года и до культового «Москвича-2140» пройдет почти 30 лет. Модель многократно совершенствовалась и изменялась, были опробованы кузова фургона и универсала. С 1968 года производство этого популярного автомобиля экспортируется в Ижевск, где в дальнейшем собираются фургоны и комби.

Истинные малолитражки – это, конечно же, представители Запорожья, которые постепенно становились быстрее и экономичнее. Грузопассажирский вездеход «Волынь» выпускался в Луцке в конце 60-х годов. Но по-настоящему о российском легковом автомобиле можно говорить, лишь вспомнив о Тольятти. Завод, расположенный на Волге, был просто огромным – производственные мощности позволяли собирать почти 650 тыс. автомобилей в год. ВАЗ-2101, легендарная «копейка», появляется именно в 1970 году. …Но о ней подробно мы расскажем в следующей статье.

Автор статьи:Андрей Амбразевич


Для добавления коментария Вам необходимо